schepetnov (schepetnov) wrote,
schepetnov
schepetnov

Про современное казачество.

75211
Итак друзья, сегодня я хочу поговорить о такой части российской жизни как современное казачество. В отличие от начала 90-х, где мы видели больше потешных дядек в шароварах с лампасами и игрушечными шашками, сейчас картина принципиально иная. Обе чеченские, а затем война на Юго - Востоке Украины, дала мощный толчок развитию казачества в новых условиях. Очень быстро казаки стали самоорганизовываться в казачьи отряды, наполненные людьми с боевым опытом плюс высокомотивированных. Луганск и Донецк дают очень показательную картину, картинки теленовостей пестрят подтянутыми ребятами в папахах, с оружием, твердо понимающих зачем они здесь (в отличие от солдат - срочников украинской армии). Отличительная черта казаков - они способны очень быстро самоорганизовываться в условиях неблагоприятных внешних факторов (война, оккупация и т.д.). Тема объемная, поэтому заранее определимся в терминах.
Я понимаю под казачеством часть русского народа - сословие, имеющую самобытную культуру, обособленные обычаи, неразрывно связанную с несением воинской службы. Под казаком я понимаю человека, родившегося и проживающего в ареале традиционного расселения казачества, осознающего себя частью российского казачества, готового разделять тяготы и лишения связанной с казачеством военной службы. Я абсолютно сознательно отвергаю этническое наполнение слова казак. В начале 20 века казачество действительно составляло субэтнос, говоря научным языком. Назвать казака русским в то время, это равносильно нанести тяжелое оскорбление. В 17 веке, если бы мы там оказались, находясь в казачьей станице, мы бы не смогли общаться без переводчика, настолько сильно было различие. Сейчас потуги вывести из казаков особый народ выглядят нелепо, время, образование, урбанизация все грани давно стерли. Более перспективно, выводить казачье братство на уровень содружества десантников, которое сплачивалось десятилетиями, войнами, потом и кровью, а это очень прочный цемент, не сомневайтесь. И это гораздо более соответствует духу времени.
Говоря о казаках, я имею прежде всего русских казаков донских и сибирских. В чем их отличие от скажем современного украинского казачества? Гены никуда не делись, против природы не пойдешь, и что из себя представляет современное украинское казачество, мы видели на майдане. Причина в том, что украинское казачество всегда ориентировалось на польскую шляхту, с их вольницей, а вернее сказать заносчивостью («кичливые ляхи» выражение Гоголя в Тарасе Бульбе). Эта вольница, в свое время Польшу благополучно и погубила. Нельзя быть оторванным от собственного коренного народа русского, Украина это демонстрировала много раз и в битве под Полтавой, когда казаки Мазепы сражались на стороне шведов. Карл XII был не в восторге от таких союзников, запорожцы отличались крайне низкой дисциплиной и пьянством. Пример посвежее,  14 дивизия СС «Галичина». Немцы, будучи профессионалами, оценивали ее крайне невысоко. Об этом прямо говорил в своих мемуарах фон Меллентин. Напомню, дивизия СС, формировалась по усиленному штату, и по своим возможностям примерно равнялось корпусу Красной Армии. Только не в случае с украинской «Галичиной». В ходе Львовско-Сандомирской операции гвардейцы Катукова разорвали ее буквально за один день, завершив полным разгромом в ходе окружения под Бродами. Сейчас на Украине модно ставить памятники бендеровцам. Вношу свою лепту. Я предлагаю увековечить 14 дивизию СС «Галичина» в виде монумента, на котором стоит танк Т-34-85 с намотанными на гусеницы гарными хлопцами. Самое то. Большего не заслужили. Вернее сказать, на большее не навоевали. Законы природы, а вернее сказать истории неумолимы. Ничего не поменялось.  Как поется в гимне Украины «докажем, что мы козацкого роду». Нет проблем. Доказали. Скакали на майдане, трясли чубами, попутно профукали (так и тянет употребить другое слово) Крым, потеряли Юго-Восток, разожгли войну, и как следствие слили в отхожее место экономику. Ничего не поменялось.
В случае с русскими казаками все наоборот. Русское казачество (донское, сибирское) всегда ориентировалось на тюркскую модель военного государства, которая досталась от Золотой Орды, с крайне жесткой, а вернее сказать жестокой дисциплиной, четким распределением властных полномочий. Любое своеволие пресекалось мгновенно. Вспомним, как быстро казаки, смогли организоваться в армию, когда взметнулся сполох, над казачьими станицами в ходе Мигулинского ( 1918 г.) и Вешенского (1919 г.) восстаний.
Итак, русское казачество. Как говорят в моей родной станице «зачем возрождать казачество? оно и так есть». Я согласен. Вопрос, в том, что сейчас будет нужно не возрождать казачество, а решать проблему казаков. Среди них, очень много ветеранов спецназа, я вижу это на примере своих однополчан, очень много с боевым опытом, сейчас будут возвращаться те, кто воевал на Украине, и вот тогда начнется самое интересное. Люди, которые воевали не в составе регулярных частей, а в составе добровольческих отрядов, отличаются от остальных. Они успели распробовать то ощущение власти, которое дает оружие в руках. А еще больше они успели распробовать ощущение неподконтрольности. Вернувшись домой, что они увидят? Безработицу, обезлюдивание хуторов и станиц, в моем родном Урюпинском районе половина молодежи работает вахтовым методом в охране в Москве или Питере. Плюс отсутствие перспектив. Угадайте с трех раз, кого казаки будут обвинять в свих бедах? Тем более учитывая богатый повстанческий опыт казачьих областей? А люди, которые подскажут кто виноват, сразу же найдутся. И укажут путь на майдан только на этот раз патриотический. Вот в чем вопрос. Казачки налились силой, обрели хребет, заимели боевой опыт (а кое-где и оружие). Полноценное восстание конечно невозможно, однако если помножить все вышесказанное на национальную напряженность в России, то казаки вполне могут составить ударную силу «патриотического» майдана (не дай Бог конечно).
Что делать? Главное решение социальных проблем на селе. Тема огромная раскрывать ее нужно отдельным материалом.
Не менее важный аспект. В программе ПВО записано отдельным пунктом создание казачьих формирований в составе Министерства Обороны. Как я предлагаю это сделать. Либо формирование отдельных казачьих бригад по штату войск СпН, либо перепрофилирование принципа комплектования уже существующих бригад СпН ГРУ Юга России 10 ОБрСпН в Краснодарском крае, и 22 гв. ОБрСпН в Ростовской области, а также частей десанта и частей постоянной боевой готовности. Что значит формирование казачьих бригад? Наполнение личным составом призывников либо контрактников исходя из территориального признака исключительно из казачьих хуторов и станиц Юга России. Родословную смотреть необязательно. Как говорил Л.Н. Гумилев «Национальность –это ландшафт». Сам факт рождения и проживания в ареале традиционного расселения казаков, формирует исконный тип человека, хотя возможно, он напрямую он себя к казакам не причисляет (таких все меньше).  Уточнение. У казака быт неразрывно связан с военной службой. Это нужно продолжать. Казаки с одной станицы, хутора должны служить в как минимум, в одной роте. Для чего это нужно. Казачество отличалось высокой степенью боеспособности, прежде всего потому, что все друг друга знали, и если ты смалодушничаешь в бою, об этом моментально станет известно дома. И тогда все. Не жизнь. Тебя отец на порог дома не пустит, чтоб не позорил. Потому и выкладывались, отступать некуда, позади батя. Или грудь в крестах или голова в кустах. И наоборот, семьям тех, кто погиб с честью, войсковой круг помогал выжить, разбогатеть не дадут, но с голоду не помрешь, иначе, говоря современным языком, казаки были социально защищены. Что нам мешает продолжить эту традицию сейчас? Если казак пойдет служить с теми, с кем он сидел за одной партой и в одном классе, адаптация к военной службе пройдет в разы быстрее, а это важнейший аспект втягивания вчерашнего старшеклассника в армейскую жизнь. Жизнь после службы не кончается, а только начинается. Люди, прошедшие спайку армией, увидев друг друга в деле, вернувшись домой, составят костяк здоровых сил сельского поселения. Они смогут дать укорот чужакам, которые не хотят соблюдать местные обычаи (национальный вопрос), своими силами пресекут наркоторговлю, не полагаясь на местного участкового, который все видит, все знает, но сделать ничего не может, разберутся с незаконным захватом земель, которая сейчас процветает в области. Моя хата с краю это не про них. Полагаю целесообразным вводить должность сельского старшины, из лиц прошедших военную службу и показавшим высокие деловые и личные качества. Как известно на селе по судам не ходят, нет ни времени, ни возможности, разбираются, кто как может. Наделение сельского старшины полномочиями по решению ряда бытовых и административных споров будет способствовать развитию самоуправления на селе. Суд будет справедливый. Ему еще жить здесь. И его детям. Потому что всякое может случиться. Нужно способствовать возвращению традиционной казачьей культуры. Сейчас, слава Богу, на хуторах и станицах снова загутарили традиционным языком, но это связано, к сожалению, прежде всего с резким падением качества образования на селе. Один учитель по все предметам. Генетическая память проснулась быстро, и я снова слышу у себя в станице неповторимый хоперский говор. Нужно возрождать богатые песенные традиции казаков. Мне в армии очень не хватало простых походных и бытовых песен. Почему в роте уважают владеющего гитарой? Потому что петь никто не умеет, только он один. Меня очень тянуло спеть традиционные казачьи хоровые песни, но к сожалению в то время я их не знал. А спеть задушевную песню вместе с однополчанами, после трудного дня, это друзья, скрепляет почище строевой подготовки.
Тема обширная. Об этом много говорят, но мало делают. Отрадно, что в программе ПВО я впервые увидел четкие прописанные действия по столь важной проблематике.
Tags: Галичина, казачество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments